Творческое содружество
учителей начальных классов
города Макеевки
В условиях политической и экономической нестабильности, утраты духовности исключительно важной становится стабилизирующая роль школы как гаранта мира и общественной нравственности.
В новых социокультурных условиях постоянно происходят изменения в общественно-политическом устройстве государства. Эти изменения не обходят стороной и школу, находящуюся в процессе реформирования, прямо или косвенно влияют на все стороны учебно-воспитательного процесса. Возникают образовательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, проводятся многочисленные эксперименты, в ходе которых школа стремится повернуть к ребенку, создать условия для взаимных отношений между классным руководителем и родителями, между родителями и детьми.
Именно потому сейчас так актуальна идея педагогики сотрудничества учителей и родителей.
В достижении этой цели роль классного руководителя неизмеримо велика. Современный классный руководитель должен быть внутренне свободным, ориентирован на ребенка, как на высшую ценность, на теплые и доверительные отношения с родителями.
Однако, к сожалению, социальные, бытовые и материальные проблемы мешают классному руководителю в полной мере соответствовать этим требованиям.
Подготовка учителя к работе с родителями - актуальная и сложная задача. Решение ее предполагает обеспечение важного направления, выработку педагогического умения мобилизовать все факторы, формирующие личность и коллектив на достижение необходимых воспитательных результатов, умение интегрировать все виды воздействий в целенаправленный учебно-воспитательный процесс.
Создание в обществе единого морального влияния на подрастающее поколение надо рассматривать сегодня как одну из главных педагогических задач. Решение ее в значительной степени обеспечивается школой, а именно: активной организующей деятельностью педагогического коллектива, подготовленностью каждого учителя к ее осуществлению в работе с конкретным детским коллективом, с семьями и родителями. Анализ опыта работы школ, всевозрастающее внимание к вопросам семейного воспитания свидетельствуют о необходимости совершенствования подготовки учителя к работе с родителями.
Этими положениями диктуется вывод, что вследствие противоречий современная идеология требует переосмысления целей, подходов к воспитанию школьников.
Эти и другие положения «Педагогики нового времени» дают основания считать актуальной данную проблему.
Нормы закона «Об образовании» (ст.10, п. 11, провозглашающие «обеспечение права на непрерывное образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека» служат исходными нормами для обеспечения сотрудничества школы и родителей.
Кроме этого в законе «Об образовании» (ст. 41.) есть следующие положения:
1. Родители
(законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное
право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны
заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития
личности ребенка.
2.
Республиканские органы государственной власти и органы местного самоуправления,
образовательные организации оказывают помощь родителям (законным
представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и
укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных
способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
3. Родители
(законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
1) выбирать до
завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения
ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии
(при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие
образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и
элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня,
предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
2) дать ребенку
дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье.
Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных
представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить
образование в образовательной организации;
3) знакомиться с
уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на
осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной
аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами,
регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
4) знакомиться с
содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания,
образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
5) защищать права
и законные интересы обучающихся;
6) получать
информацию о всех видах планируемых обследований (психологических,
психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких
обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или
участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований
обучающихся;
7) принимать
участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность,
в форме, определяемой уставом этой организации;
8) присутствовать
при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении
результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам
обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для
организации обучения и воспитания детей.
4. Родители
(законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:
1) обеспечить
получение детьми общего образования;
2) соблюдать
правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную
деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных
нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок
регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и
обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления
возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;
3) уважать честь
и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей
образовательную деятельность.
5. Иные права и
обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
устанавливаются настоящим Законом, иными законами Донецкой Народной Республики,
договором об образовании (при его наличии).
6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Законом и иными законами Донецкой Народной Республики, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Донецкой Народной Республики.
Новый Государственный образовательный стандарт начального общего образования ДНР,
определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства,
отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как
равноправных участников образовательного процесса. «В целях обеспечения
реализации основной образовательной программы начального общего образования в
организации, осуществляющей образовательную деятельность, для участников
образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие
возможность: участия обучающихся, их родителей (законных представителей),
педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной
программы начального общего образования, проектировании и развитии
внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации
индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.»
Комментариев нет:
Отправить комментарий