Трудности в общении с ребенком
- Уделяйте общению с ребёнком специальное время. Слушайте его внимательно, не отвлекаясь на посторонние дела, реагируйте на ту или другую информацию, которую сообщает ребёнок (жестами, выражением лица, вопросами). Отложите свои дела, отключитесь от всего постороннего и обратите внимание на ребёнка.
- Сохраняйте терпение, когда дети не могут что - то сказать. Так как их головы переполняют новые мысли и слова, то им нужно больше времени на то, чтобы сложит их во фразы. А когда детей переполняют эмоции, то процесс становится ещё труднее.
- Помните о том, какое впечатление и влияние на ребёнка могут оказать ваши слова. Дети очень чувствительно реагируют на замечания, в том числе и на вербальные выражения эмоций. Тон голоса, выражение лица, нахмуренные брови – всё влияет на то, как ребёнок воспринимает реакцию взрослого.
- Задавайте вопросы, чтобы показать свою заинтересованность и участие. Пусть они будут простыми и корректными. Вопросы, задаваемые взрослыми, также помогают детям развивать в себе умение правильно слушать.
Типичные ошибки при общении с детьми
При общении с
детьми важно избегать типичных ошибок, к
которым относятся:
- Приказы,
команды: «Сейчас же
перестань!», «Убери!», «Чтобы больше я этого не слышала!», «Замолчи!» родители
сообщают о том, что взрослые не желают вникнуть в его проблемы, не хотят
оказать ему помощь в проявлении его самостоятельности. Такие слова вызывают
чувство бесправия, а то и «оставления в беде». В ответ дети обычно
сопротивляются, «бурчат», обижаются, упрямятся.
- Предупреждения,
предостережения, угрозы: «Если ты не прекратишь плакать, я уйду»;
«Смотри, как - бы не стало хуже»; «Ещё раз это повторится, и я возьмусь за
ремень!». Чаще всего угрозы бессмысленны, так как не содержат информации о том,
как можно исправить ситуацию. А при частом повторении дети к ним привыкают и
перестают на них реагировать.
-
Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты обязан вести как подобает»; «Ты
должен уважать взрослых». Обычно дети из таких фраз не узнают ничего нового.
Они лишь чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а
чаще всего всё вместе взятое.
- Советы,
готовые решения: «А ты возьми и скажи
…», «Я бы на твоём месте сдал сдачи». Дети не склонны прислушиваться к подобным
советам, а иногда они открыто восстают. За негативными реакциями ребёнка стоит
желание быть самостоятельным, принимать решение самому. Каждый раз, советуя, что - то ребёнку,
родители, как бы сообщают ему, что он ещё мал и неопытен, а они умнее его,
имеют большой опыт, знают всё наперёд ….
-Доказательства, логические доводы, нотации,
«лекции»
В некоторых случаях мы
говорим так: «Пора - бы знать, что перед едой надо мыть руки»; «Без конца
отвлекаешься, вот и делаешь ошибки»; «Сколько раз тебе говорила! Не послушалась
– пеняй на себя!». И здесь дети в лучшем случае перестают слушать взрослых,
возникает та ситуация, которую психологи называют «смысловым барьером» или
«психологической глухотой».
-
Критика, выговоры, обвинения: «На что это похоже!»; «Всё из -за тебя»; «Зря я на тебя понадеялась».
Никакой воспитательной роли эти фраза не играют. Они вызывают у детей либо
активную защиту: ответное нападение, отрицание, озлобление; либо уныние,
подавленность, разочарование в себе и в своих отношениях с родителями. В этом
случае у ребёнка формируется низкая
самооценка; он думает, что он и в самом деле плохой, безвольный, что он
неудачник.
-
Похвала: «Молодец, ты просто
гений!»; «Ты у нас самая красивая (умная, способная)!». После всего сказанного,
рекомендация не хвалить ребёнка звучит неожиданно и странно. Чтобы разобраться
в кажущемся противоречии, надо учесть, что в похвале всегда есть элемент
оценки. Чем плоха похвала?
Во -
первых, ребёнок скоро начинает понимать: где похвала, там и выговор. Хваля в
одном случаи, его осудят в других.
Во-вторых, ребёнок может стать зависимым от
похвалы, ждать её, искать её («А почему ты меня сегодня не похвалила?»). Или он
может заподозрить вас в неискренности, и хвалите его из каких-то своих
соображений. Намного лучше выразить собственное чувство, например: «Я так рада
за тебя».
-Обзывание, высмеивание: «Плакса – вакса», «Не будь лапшой», «Какой же
ты, лентяй!». Всё это лучшие способы
оттолкнуть ребёнка и «помочь» ему разувериться в себе. Как правило, в таких случаях дети обижаются и
защищаются: «Пусть лапша»; «Ну и буду таким».
Догадки: «Я знаю, это
всё из-за того, что ты …»; «Не бось опять подрался»; «Я вижу, что ты меня опять
обманываешь …»; «Я вижу тебя насквозь». За этим может последовать лишь защитная
реакция, желание уйти от контакта.
-Выспрашивание,
расследование: «Нет, ты всё - таки
скажи»; «Что же всё - таки случилось?»; «Я всё равно узнаю»; «Ну почему ты
молчишь?». Удержаться в разговоре от вопросов трудно. И всё же лучше
постараться вопросительные предложения, заменить утвердительными. Например, в место «Почему ты
злишься?» лучше сказать: «Я чувствую, что ты злишься». Для переживающего
ребёнка эта разница велика: вопрос звучит как холодное любопытство, а
утвердительная фраза – как понимание, сочувствие и участие.
-Сочувствие на словах, уговоры увещевания. Конечно, ребёнку нужно сочувствие. Но иногда
слова «я тебя понимаю», «я тебе сочувствую» могут прозвучать слишком формально.
Может быть, вместо этого просто помолчать, прижать его к себе.
А во фразах типа:
«Успокойся, не обращай внимания!»; «Ничего страшного» - он может услышать
пренебрежение к его заботам, отрицание или преуменьшение его переживаний.
Тест для родителей
С помощью предлагаемых вопросов
попробуйте определить своё собственное отношение к детям. Внимательно прочтите
вопросы. Выберите вариант ответа, который характеризует тип поведения, который Вы выбираете чаще всего, оказываясь в подобной ситуации.
Варианты ответов:
А – могу и всегда так поступаю;
Б – могу, но не всегда так
поступаю;
В – не могу.
«Можете ли Вы …?»
1.
В любой момент оставить
свои дела и заняться ребёнком?
2.
Посоветоваться с
ребёнком, невзирая на его возраст?
3.
Признаться ребёнку в
совершённой по отношению ошибке?
4.
Извиниться перед
ребёнком в случае своей неправоты?
5.
Овладеть собой и
сохранить самообладание, даже если поступок вывел Вас из себя?
6.
Поставить
себя на место ребёнка?
7.
Поверить
хотя бы на минуту, что Вы добрая фея (король)?
8.
Рассказать
ребёнку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете?
9.
Всегда
воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?
10.
Пообещать ребёнку, исполнить его желание за
хорошее поведение (оценку)?
11.
Выделить ребёнку один день, когда он может
делать всё, что желает и вести себя как хочет, и ни во что не вмешиваться?
12.
Не прореагировать, если Ваш ребёнок ударил,
грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка?
13.
Устоять против детских просьб, если уверены,
что это каприз?
Самоанализ
результатов.
Подсчитайте количество
баллов.
Ответ «А» оценивается в 3 балла;
ответ «Б» – в 2 балла;
ответ «В» – в 1 балл.
Если Вы набрали от 30 до 39 баллов, это значит, что ребенок – самая большая
ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его,
относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов
воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете
правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
Сумма от 16 до 30 баллов свидетельствует о том, что забота о ребенке для
Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но
на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы
чересчур строги, в других случаях – излишне мягки; кроме того, Вы склонны к
компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно
задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.
Число баллов менее 16 говорит о том, что у Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка.
Вам недостает либо знаний, либо желания и стремления сделать ребенка личностью,
а возможно, того и другого.
Комментариев нет:
Отправить комментарий