Родительское собрание
Уважаемые родители наше собрание посвящено общению между родителями и
детьми. Современные дети испытывают дефицит общения с родителями.
Можно в оправдание себя сказать, что мы живём в очень сложное время.
Времени ни на что не хватает, много работы, стрессы. Времена всегда одинаковы,
главное ваше отношение к разным обстоятельствам вашей жизни. Детям же всегда в
любые времена хочется тепла, ласки, понимания.
Мы, часто пытаясь заработать,
приходим домой уставшими, раздражёнными и на общение часто уже не способными.
Дома куча забот, проблем и ребёнок отсылается в свою комнату, к компьютеру, к
телевизору. Часто после трудного дня родители срываются на ребёнке, иногда даже
переступив только порог группы. Единственное, что мы спрашиваем у ребёнка при
встрече: Ты ел? Что ты ел? Почему не ел? Наверное, это главное.
А как же такие вопросы, как: Чем
ты сегодня занимался? Каких достиг успехов, достижений? Что нового узнал? Что
интересного произошло? В чём были трудности? Удалось ли с ними справиться? И
другие.
Ответы на подобные вопросы нам
выслушивать некогда, времени нет, голова не тем забита. Ведь надо не просто
выслушать, а ещё что-то посоветовать, на возникшие в ответ вопросы детей –
ответить, в общем, как-то отреагировать. Отсюда растёт стена непонимания, недоверия,
возникают конфликты. И всё это выливается в детские неврозы.
Многие наверно уже знают, что
существуют в жизни человека кризисные периоды. Самым первым жизненным
кризисом является кризис одного года. Следующий
кризисный период наступает в возрасте трех лет. Затем в возрасте 7
лет, 12-14 лет, 18-20 лет, 27-29 лет, 35-37 лет (кризис среднего возраста,
53-55 (предпенсионный), 65-67 лет, 100 лет (последний кризис).
7 лет – очень важный и
сложный период в жизни ребенка. На этом жизненном этапе происходить социальное
определение человека. Здесь появляется два пути развития личности: либо ребенок
начинает считать себя исключительной личностью, заслуживающей всяческих благ и
похвал, либо приобретает комплекс неполноценности из-за неудачности первого
опыта общения со сверстниками и другими окружающими их людьми.
Кризисы переживаются у разных детей по-разному. В зависимости от того, в
какой среде они растут, с кем общаются, и как общаются, кто на них оказывает
влияние.
Общение — это главное условие для
развития и жизни человека, а тем более растущего человека. Каким вы видите
общение с вашими детьми? Встречаются ли трудности?
Авторитарный стиль общения. Родители хорошо
представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум
усилий. В своих требованиях они очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно,
что ребёнку порой неуютно под их контролем. В общении с ребёнком они отдают
приказы и ждут, что ребёнок в точности их исполнит. Закрыты для постоянного
общения с детьми, устанавливают жёсткие требования и правила, не допускают их
обсуждения, позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми. Их
дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы, раздражительны.
Девочки становятся пассивными и зависимыми. Мальчики могут стать неуправляемыми
и агрессивными.
Либеральный стиль общения. Родители слишком высоко
ценят своего ребёнка, считают простительными его слабости. Легко общаются с
ним, доверяют ему во всём. Не склонны к запретам и ограничениям.
Однако стоит задуматься: по плечу ли ребёнку такая свобода? В такой семье
ребёнок слабо или совсем не регламентирует поведение. Детям предоставлен
избыток свободы, т. е. руководство родителей незначительно, не устанавливается
никаких ограничений. Поэтому дети склонны к непослушанию, агрессии. На людях
ведут себя неадекватно и импульсивно, не требовательны к себе; лишь в некоторых
случаях дети становятся сильными и решительными, творческими людьми.
Индифферентный стиль общения. Проблемы
воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них другие
заботы. Свои проблемы ребёнку приходится решать самому. А ведь он вправе
рассчитывать на большее — участие и поддержку с вашей стороны.
Родители не устанавливают никаких ограничений, безразличны к собственным детям,
закрыты для общения. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью, то
ребёнка ничто не удерживает, чтобы дать волю самым разрушительным импульсам и
проявить склонность к поведению, отклоняющемуся от нормы.
Авторитетный стиль общения. Родители осознают
важную роль в становлении личности, но за ним признают право на саморазвитие,
осознают какие требования необходимо диктовать, а какие обсуждать. Открыты
для общения, признают и поощряют автономию детей, допускают изменению своих
требований в разумных пределах. Дети превосходно адаптированы, уверены в
себе, развит самоконтроль, хорошо учатся, обладают высокой самооценкой.
Давайте посмотрим, каким образом
происходит общение с детьми в семье, какие чаще всего
используются вами фразы.
Фразы родителей:
Указание. Убери игрушки, убери вещи, отнеси на место. Быстро одевайся.
Поощрение. У тебя получился красивый рисунок. Молодец! Ты быстро оделась. Умница!
Психологическая поддержка. Постарайся выполнить аккуратно задание.
Угроза. Сейчас же наведи порядок в комнате, приду, проверю! Будет грязная одежда,
получишь.
Вывод: среди фраз, обращённых к детям, преобладают фразы, содержащие
указания, иногда угрозу, реже обмен информацией, ещё реже поощрения и
хвалу.
Вот один из методов применения
родительского приучения.
Этот метод предполагает четыре
последовательных шага:
Шаг 1. Остановите неправильное поведение.
Шаг 2. Сообщите “последствие”.
Шаг 3. Опишите, что вы хотите.
Шаг 4. Потренируйте то, что вы хотите.
Например, Наташа не убрала вещи к
приходу мамы с работы и все вещи в её комнате разбросаны.
Шаг 1. Мама: - у тебя разбросаны вещи
Шаг 2. - Завтра ты не будешь смотреть мультики (играть на компьютере и
т.д.).
Шаг 3. - Я хочу, чтобы к моему приходу были убраны вещи в твоей комнате.
Шаг 4. -Так что ты будешь делать в следующий раз?
Дочь: - Я уберу свои вещи в комнате.
Мама: - Вот давай сейчас сделаем это вместе, чтобы ты знала, как надо это
делать правильно, аккуратно и т.д.
Перед вами несколько советов от Д.
Карнеги, которые возможно помогут преодолеть возникшие проблемы в общении.
1.
Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств ребёнка;
2.
Прежде, чем критиковать, подумайте о своих собственных ошибках;
3.
Задавайте вопросы, вместо того, чтобы отдавать приказания;
4.
Хвалите ребёнка за каждый, даже скромный его успех;
5.
Пользуйтесь поощрением, сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите
исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь,
легко выполнимым;
6.
Делайте так, чтобы ребёнку было приятно исполнить то, что вы хотите.
Я прошу вас ответить на
вопросы:
·
С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?
·
С каким лицом чаще всего общается ваш ребёнок с вами?
·
Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с
вами?
Ответили?
Вывод. Чаще улыбайтесь, искренняя улыбка
поможет снять недоверие, создаст благоприятную обстановку для общения,
улыбающийся человек располагает себя к общению.
Дети не родятся лживыми, жестокими, коварными, злопамятными, наделенными
еще какими – то заведомыми пороками.
Наверное, что-то передается по наследству, но преимущественно все
недостатки приобретаются, вырастают, глохнут или распускаются пышным цветом в
прямой зависимости от условий, в которых формируется человек.
Методы воспитания многообразны, по своей сущности они едины в детсадовском,
школьном и семейном воспитании. Однако в семье их применение носит более
индивидуализированный характер, окрашивается особой эмоциональностью,
родительской любовью.
Нужно добиваться, чтобы дети поступали в соответствии со своими взглядами,
убеждениями. Этому способствуют выполняемые ими систематические поручения;
наличие обязанностей, ответственность перед другими членами семьи, упражнения в
хороших делах. Можно применить метод естественных последствий: «насорил –
убери», «поломал – почини», «уронил – подними»..
Возможно, сегодня мы не решим всех проблем по этому вопросу, но если вы
задумались, взяли себе на заметку некоторые советы, значит, разговор состоялся.
Любите детей без особых причин:
За то, что ваш внук,
За то, что ваш сын,
За то, что малыш,
За то, что растет,
За то, что на всех вас чем-то похож.
И больше любви до конца ваших дней,
Не будет у вас опоры надёжней, сильней.
АВТОРИТАРНЫЙ
Формирующиеся черты характера:
чувство тревоги, одиночества, комплексы неполноценности, вины за что-то,
лживость, угодничество, забитость, пессимизм, демонстративность, бунтарство,
мстительность, агрессивность, обида, нерешительность, озлобленность,
безынициативность, недоверчивость, неуверенность, формирование невротических
расстройств
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ
Формируются черты характера:
эгоцентризм, иждивенчество, тунеядство, потребительство, требовательность,
капризность, зависимость, хамство, нерешительность, безынициативность,
склонность к непослушанию, буйство, агрессивность, жесткость, на людях ведут
себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе.
В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими
людьми.
ИНДИФФЕРЕНТНЫЙ
Формирующиеся черты характера:
самостоятельность, склонность к асоциальным формам поведения: воровство,
бродяжничество, грубость, гневность, раздражительность, агрессивность,
мстительность, задиристость, озлобление, демонстративность (как попытка
привлечь к себе внимание), отсутствие стыда, чувства вины, эгоизм, лживость,
манипулирование (вызывает жалость, дает обещания, прикинется дурачком или
обворожительным, красноречиво раскаивается) и т.д.
АВТОРИТЕТНЫЙ
Формирующиеся черты характера:
доброжелательность, открытость, инициативность, воля, заботливость,
ответственность, самостоятельность, уверенность, трудолюбие и т.п.
Стили семейного
воспитания
Авторитарный стиль — все решения принимают родители,
считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. При
авторитарном стиле желание родителя - закон для ребенка. Такие родители
подавляют своих детей. Они требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не
считают нужным объяснять ему причины своих указаний и запретов. Они жестко
контролируют все сферы жизни ребенка, причем делают это не всегда корректно.
Дети в таких семьях обычно замыкаются, их общение с родителями нарушается.
Часть детей идет на конфликт, но чаще дети, растущие в подобной семье,
приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе,
менее самостоятельными.
Демократический стиль семейных отношений является самым оптимальным
для воспитания. Демократичные родители ценят в поведении своего ребенка и
самостоятельность, и дисциплину. Они сами предоставляют ему право быть
самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя прав, одновременно
требуют выполнения обязанностей; они уважают его мнение и советуются с ним.
Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе обычно не слишком
раздражает детей и они часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит
делать одного и стоит сделать другое. Формирование личности при таких
обстоятельствах происходит без особых переживаний и конфликтов.
При попустительском стиле родители почти не обращают внимания
на своих детей, ни в чем их не ограничивают, ничего не запрещают. Дети из таких
семей в период взросления часто попадают под плохое влияние и в дальнейшем
могут поднять руку на своих родителей, у них почти нет никаких ценностей.
Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие
единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных,
конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в
выборе воспитательных средств между родителями. Непредсказуемость родительских
реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную
тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже
агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию. При таком воспитании
не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость
суждений, заниженная самооценка.
Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) — стремление постоянно
быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно
следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение,
тревожатся, что с ним может что-то произойти.
Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной
стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с
другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию
социальной зрелости.
Типы воспитания, которых следует избегать:
1. «Кумир семьи».
·
Ребенок обожаем, любим;
·
Любая прихоть ребенка – закон;
·
Восторгаются им, ежеминутно находят в ребенке «таланты»;
·
Растет капризным, своевольным эгоистом;
·
Освобожден от всех обязанностей.
2. «Гиперопека».
·
Ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослых;
·
Родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всем;
·
Возносят ребенка до небес, «готовят» вундеркинда;
·
Ребенок загружен до предела, хочет оправдать надежды родителей;
·
Растет безвольным, трудности в общении.
3. «Гипоопека».
·
Ребенок предоставлен сам себе;
·
Ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым;
·
Временами вспоминают, что он есть и уделяют минимум внимания;
·
Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям.
4. «Ежовые рукавицы».
·
Ребенку диктуют, приказывают, на нем срываются и разряжаются;
·
Внушают лишь подчинение;
·
Ребенок не знает, ласки и тепла, беспрекословно подчиняясь;
·
Вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, с часто с бурными
реакциями протеста.
5. «Воспитание по типу повышенной моральной ответственности».
·
На плечи ребенка возлагается огромная ответственность, обычно
непосильная для его возраста;
·
Свои не оправдавшиеся надежды, мечтают реализовать в детях;
·
Ребенку поручают заботиться о младших в доме или о престарелых;
6. «Воспитание «в культе болезни».
·
Когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием;
·
Боясь, что ребенок заболеет, трясутся над ним, предупреждая все его
желания;
·
Пользуется создавшимся положением и злоупотребляет им;
·
Ребенок хочет, чтобы исполнялись все его желания, заботились о нем;
·
Такой ребенок - маленький тиранчик, он притворяется, придумывает новую
болезнь, чтобы добиться всего;
·
Ждет сочувствия и сострадания от всех;
·
С трудом приспосабливается к действительности;
Памятка «Родительские
истины»
·
Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один
шаг, не делайте необдуманных шагов!
·
Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение
и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям.
Не исключено, что ими будете вы.
·
Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают ложь ребенка,
приводят к боязни и ненависти.
·
Не налагайте запретов. В природе ребенка – дух бунтарства. То, что
категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.
·
Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность
маленькому человеку самостоятельно стать большим.
·
Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и
меру своей родительской ответственности.
·
Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями,
разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами. Учите своего ребенка
смеяться над собой! Это лучше, чем над ним будут смеяться другие.
·
Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он просто их не слышит!
·
Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в
своих «да» и «нет».
·
Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть
озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а
так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте
возможность своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет
продолжаться и во взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями
и для вашего ребенка, и для вас, родители!
·
Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся,
умных и благородных детей!
Комментариев нет:
Отправить комментарий